Описание:
Музыкальный академический театр оперы и балета - непременный атрибут
крупного культурного центра России. Основой для русской музыкальной
школы является классическая музыка (музыкальная форма). Эстетический
язык театрального представления оперного и балетного жанра очень различен.
Отношение к этим жанрам (по крайней мере у отечественной публики)
тоже различно. Наибольшим предпочтением пользуется хореографическое
искусство. Гармония симфонического звучания и пластики танцевальных
движений в выступлениях, исполнительская техника танцовщиков и танцовщиц
(балерин), одетых в пачки, туники, пуанты, и даже просто классицизм,
строгость сцены пополняет ряды театралов и балетоманов - поклонников
балетной музы Терпсихоры. Одинаковым вниманием пользуются как крупные
спектакли со сменой актов, действий, картин и декораций, так и концертные
программы, гала концерты, дивертисменты, состоящие из дуэтных и сольных
танцев или экзерсисов балетного ансамбля. Но наибольший успех, конечно
же, у балетной классики с традиционными элементами хореографии: па-де-де
и просто вариациями, характерными, фигурными танцами, народными и
бытовыми плясками, хореодрамой - пантомимными жанровыми сценками,
где мимика и жест являют собой вполне самостоятельный язык сообщений
- и, наконец, с эстетикой прошедшей культуры преромантизма и романтизма.
В последнее время (лет десять - пятнадцать уже, наверное) оперное
искусство в России заметно оживилось и стало вызывать все больший
интерес (правда, смотря что теперь считать Россией...) Стилистика
оперного спектакля, пожалуй, в меньшей степени зрелище и в большей
- музыка и пение. Вокальное искусство (в оперном понимании этого
слова - арии, монологи, речитативы, дуэты, трио, а также хор), к сожалению,
пока не испытывает такого же большого внимания зрителей, как хореографическое
(правда, опять-таки теперь уже смотря где...) Дирижер, объединяющий
в одно гармоническое начало музыкантов оркестра, хор и солистов, является
властителем оперного действия, влияющим на чистоту музыкального стиля
партитуры, определяет работу хора и хормейстера, успех или неуспех
солирующих певцов и певиц, художника, хореографа, миманса и т.п. От
его музыкальной и вообще культуры зависит много больше, чем от руководителя
любого другого театра. Может быть поэтому пока что это не везде идет...
|
|