- Перед нами живое, сильное, разнообразное искусство.
Да, действительно, радикально новых идей не появилось (как нет их и
в мировом театре). Нет и единых мощных направлений (таких, каким в 60
- 70-е годы была "единая пластическая среда"). Но нет и ощущения
усталости, исчерпанности. Есть ситуация конца века. Как и в конце XIX
столетия - некая калейдоскопичность художественной картины мира, дробность,
осколочность.
- Ситуация свободы выбора - учителей, направлений, эпох,
принципов. Прежняя целостность разбита, новая многократоно усложнена,
с трудом усваивается сознанием. В сценографии сложность удваивается
самим положением этой самостоятельной субстанции, расположившейся на
границе между театром и пластическими искусствами, отзывающейся на происходящее
по обе стороны пограничной полосы и влияющей на сопредельные территории.
- В России же общая ситуация конца века наслоилась на
тектонические сдвиги и потрясения последних десяти лет во всех сферах
жизни. Но в России же, в российской сценографии есть нечто, препятствующее
разрушению целостности, сближающее полюсы. И это нечто - Школа. Вернее,
комплекс школ, возглавляемых ведущими мастерами нашей сценографии, отличающихся
методиками преподавания, но дающих крепкий профессиональный фундамент,
хорошее изобразительное мастерство.
Из статьи Аллы Михайловой
"Балкон Джульетты, пролетка Чичикова." в газете "Культура"
за 1998 г.
|
|